Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сорская основная общеобразовательная школа № 2 имени Толстихиной Ю.Н.
(МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю.Н.)
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

приказом МБОУ Сорская ООШ №2
им.

МБОУ Сорская ООШ №2

Толстихиной Ю.Н.
от 16.10.2023 г. № 29/1

им. Толстихиной Ю.Н.
(протокол от 16.10.2023 № 2)

Положение об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий в образовательном процессе
Муниципальноего бюджетного общеобразовательного учреждения
Сорская основная общеобразовательная школа № 2
имени Толстихиной Ю.Н.

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает правила реализации в образовательной
организации общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (далее Положение).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии:
ст. 16, ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», п. 19.34 Приложения к рекомендациям субъектам Российской
Федерации по подготовке к реализации Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации", утвержденных письмом Минобрнауки России от 01.04.2013 №
ИР-170/17 "О Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации",
Порядком

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации

образовательных

программ,

утвержденным

приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816, Федеральным законом
от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования", Приказ Минпросвещения России от

2

31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта

основного

общего

образования",

Федеральным

государственным

образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, Приказ
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования", Постановления Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Санитарно-эпидемиологических
правил СП3.1./2.4. 3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой
коронавирусной

инфекции

(COVID-19)

(утверждены

постановлением

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16, Уставом
и локальными нормативными актами образовательной организации.
1.3. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии применяются
в целях:

- предоставления обучающимся возможности осваивать образовательные программы
независимо от местонахождения и времени;

- повышения качества обучения путем сочетания традиционных технологий обучения и
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- увеличения контингента обучающихся по образовательным программам, реализуемым
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.4. В настоящем Положении используются термины:
Электронное обучение (далее - ЭО) – организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных

технологий,

технических

средств,

а

также

информационно-

телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной
информации,

взаимодействие

обучающихся

и

педагогических

работников.

Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) – образовательные
технологии,

реализуемые

в

основном

с

применением

информационно-

телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
1.5. Местом

осуществления

образовательной

деятельности

при

реализации

3

образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий является место нахождения Школы независимо от места
нахождения обучающихся.
1.6. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:

- образовательные онлайн-платформы;
- цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
- видеоконференции, вебинары;
- видеоконференцсвязь, электронная почта;
- облачные сервисы;
- электронные носители мультимедийных приложений к учебникам, электронные

пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности.

1.7. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в
рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам.
В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные
формы учебной деятельности:

- уроки;
- лекции;
- семинары;
- практические занятия;
- лабораторные работы;
- контрольные работы;
- самостоятельная работа;
- консультации с преподавателями;
- научно-исследовательская работа;
- текущий контроль;
- промежуточная аттестация.
1.8. Сопровождение

организационных

форм

учебной

деятельности

может

осуществляться в следующих режимах:

- тестирование онлайн;
- изучение материала онлайн;
- консультации онлайн;
- предоставление методических материалов;
- сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды

4

текущего контроля и промежуточной аттестации).
1.9. Дистанционное

обучение

осуществляется

посредством

обязательного

взаимодействия всех участников образовательного процесса в следующих форматах:

- режимах онлайн и оффлайн с использованием существующих общедоступных
платформ (сервисов);

- в режиме офлайн с размещением учебных материалов на облачных ресурсах;
- консультирование в режимах онлайн и офлайн;
- обучение в режиме онлайн;
- самостоятельное обучение с использованием учебников и учебных пособий (на
бумажных носителях).
Количество занятий для проведения в режиме онлайн каждый педагог определяет
самостоятельно.
1.10. Настоящее положение определяет также порядок и условия проведения
промежуточной аттестации в отдельных случаях, оговариваемых настоящим положением.

2. Цели и задачи
2.1. Основной

целью

использования

электронного

обучения

и

дистанционных

образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности
освоения программ общего образования непосредственно по местожительству или месту
их временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения
с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при
закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной
самостоятельной работы.
2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения способствует решению следующих задач:

- создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и
персонализации обучения;

- повышение

качества

обучения

за

счет

применения

средств

современных

информационных и коммуникационных технологий;

- открытый доступ к различным информационным ресурсам для
образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;

- создание единой образовательной среды образовательной организации;
- повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация самостоятельной
работы обучающихся;

- повышение эффективности организации учебного процесса.
2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:

5

- принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся
возможности освоения программ общего образования непосредственно по
местожительству или месту временного пребывания;

- принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной
траектории обучающегося;

- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех
участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной
среды;

- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового
поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в
конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных
дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных
образовательных технологий и сетевых средств обучения;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное для себя время;

- принцип модульности, позволяющий обучающимся и педагогическим работникам
использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие
учебного

курса)

для

реализации

индивидуальной

образовательной

траектории

обучающегося;

- принцип

оперативности

и

объективности

оценивания

учебных

достижений

обучающихся.
2.4. Основными направлениями деятельности являются:

- обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
- обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и
промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин;

- обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах,
конкурсах.

3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются:
обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники
образовательной организации, родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Организация дистанционного обучения согласуется с родителями (законными

6

представителями) обучающихся и подтверждается в форме письменного заявления.
3.3. Права и обязанности обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы
с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации.
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для
обучающихся по основным направлениям учебной деятельности.
3.5. Образовательный

процесс

с

использованием

ЭО

и

ДОТ

осуществляют

педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку.
3.6. Педагогическим

работникам,

обучающимся,

осуществляющим

обучение

с

использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к
специализированным образовательным ресурсам.
3.7. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ,
вправе

применять

имеющиеся

электронные

средства

обучения

или

создавать

собственные. Разработанные курсы должны соответствовать
содержанию ФГОС НОО, ООО и СОО.
3.8. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной
техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами
телекоммуникаций

(системами

навигации

в

сети

Интернет,

навыками

поиска

информации в сети Интернет, электронной почтой и т. п.).
3.9. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с
использованием цифровых образовательных ресурсов.

4. Компетенция образовательной организации при применении электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
4.1. Образовательная

организация

вправе

применять

электронное

обучение

и

дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ
в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и
формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, лабораторных
и практических занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся.
4.2. Образовательная организация доводит до участников образовательных отношений
информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую
возможность их правильного выбора. Регламент организации обучения ребенка с
использованием дистанционных образовательных технологий в приложении № 1.
4.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательная
организация:

7

- обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных
работников;

- оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных

консультаций,

оказываемых

дистанционно

с

использованием

информационных и телекоммуникационных технологий;

- самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и
учебных

занятий

с

применением

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий;

- ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и
внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой
форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О
персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 125-ФЗ «Об архивном деле в
Российской Федерации».
4.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа вправе не
предусматривать

учебные

занятия,

проводимые

путем

непосредственного

взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
4.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
образовательная организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных
организаций:

- создает условия для функционирования электронной информационно- образовательной
среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их
частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;

- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий
проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка
результатов обучения.

5. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных
образовательных технологий
5.1. Образовательная организация обеспечивает каждому обучающемуся возможность
доступа к средствам ЭО и ДОТ, в том числе к образовательной онлайн-платформе,
используемой образовательной организацией в качестве основного информационного
ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей
программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через

8

консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с
обучающимися, так и опосредованно.
5.2. Для организации обучения с использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля
результатов обучения образовательная организация обеспечивает идентификацию
личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и
выдачи персонального пароля.
5.3. При оценке результатов обучения образовательная организация обеспечивает
контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий.
5.4. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в образовательной организации
осуществляется по двум моделям:

- модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися;
- модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися.
5.5. Модель

непосредственного

осуществления

взаимодействия

педагога

с

обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения.
Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой
лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий
электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях,
предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
5.6. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися
может быть организована с разными категориями обучающихся:

- обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на
заключительных этапах;

- обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;
- обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь,
участие в соревнованиях, конкурсах);

- обучающиеся по очно-заочной форме обучения.
5.7. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися
регламентируется индивидуальным учебным планом обучающегося. Организация
обучения по индивидуальному учебному плану определяется соответствующим
положением.
5.8. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут
документацию:

заполняют

электронные

журналы

успеваемости,

выставляют

в

электронный журнал отметки.
5.9. При заполнении электронного журнала в период организации образовательного

процесса

с

9

использованием

электронного

обучения

и

дистанционных

образовательных технологий учитель в графе «Что пройдено на уроке» записывает
тему урока согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы с
указанием формы обучения. Например: Первый и второй признаки равенства
треугольников (дистанционное обучение).
5.10 Продолжительность урока для обучающихся I классов 30 минут. Рекомендуемая
непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на
экране устройства отображения информации на уроке, не должна превышать:

- для обучающихся в I–IV классах – 15 мин;
- для обучающихся в V–VII классах – 20 мин;
- для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин;
Оптимальное

количество

занятий с

использованием

персональных

электронно-

вычислительных машин (ПЭВМ) в течение учебного дня для обучающихся I– IV классов
составляет один урок, для обучающихся в V–VIII классах – два урока, для обучающихся
в IX – три урока.
5.11. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо
осуществлять комплекс профилактических мероприятий в соответствии с Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Во время перемен обучающимся следует проводить сквозное проветривание с
обязательным выходом из помещения.

6. Заключительное положение
6.1. Настоящее Положение вводится в действие со дня утверждения приказом по
образовательному комплексу.
6.2. Положение

доводится

до

сведения

всех

заинтересованных

лиц

через

информационные системы общего пользования.
6.3. Принятие и прекращение действия Положения, внесение изменений и дополнений в
Положение

осуществляется

образовательной организации.

в

общем

порядке,

предусмотренном

Уставом

Приложение 1
Регламент организации обучения ребенка с использованием дистанционных
образовательных технологий

1. Действия обучающегося при организации обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий

1.1. Зарегистрироваться

на

цифровой

платформе,

осуществляющей

поддержку

дистанционного обучения.

1.2. Заходить каждый день в свой личный кабинет на цифровой платформе,
осуществляющей поддержку дистанционного обучения в соответствии со
своим расписанием, которое отображается в электронном дневнике.

1.3. Проверять ежедневно электронную почту (свою или родителя (законного
представителя)), на которую учитель высылает обучающие материалы, которые
включают видеоматериалы и сценарии уроков, тесты, собственные материалы учителя и
материалы сторонних ресурсов, с которыми обучающийся работает
самостоятельно.

1.4. Выполнять задания по указаниям учителя и в срок, который учитель установил.
1.5. Выполненные задания и другие работы направлять учителю на проверку
посредством цифровой платформы, осуществляющей поддержку
дистанционного обучения, электронной почты или через другие средства сообщения,
которые определил учитель.

1.6. Проверять комментарии и замечания учителя в отношении выполненных работ на
следующий рабочий день после того, как отправил работу на проверку.

2. Действия учителя при дистанционном обучении
2.1. Зарегистрироваться

на

цифровой

платформе,

осуществляющей

поддержку

дистанционного обучения.

2.2. В соответствии с расписанием выкладывать обучающие материалы и домашние
задания с использованием дистанционных образовательных ресурсов, дублировать их на
электронную почту родителей или ребенка (при наличии).

2.3. Проверять выполненные работы в день их получения, своевременно выставлять
отметки в журнал.

2.4. Осуществлять обратную

связь

с

обучающимися,

давать

текстовые

или

аудиорецензии, проводить онлайн-консультации согласно утвержденному расписанию.

2.5. Планировать занятия с учетом системы дистанционного обучения и в соответствии с
нормами СанПиН.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».