11.12.2023
Создайте положительный психологический настрой
Обсудите с ребёнком структуру экзамена. Выясните, за какие задания он переживает больше всего. Объясните, что волнение перед серьёзным испытанием — это нормально. Но тревога на экзамене мешает. Организм напряжен, не остается сил, чтобы сконцентрироваться. Важные слова, факты ускользают от внимания. Подскажите техники успокоения в стрессовой ситуации.
Поддержите своего ребенка, покажите, что вы его любите независимо от результатов собеседования.
Учите использовать время подготовки по максимуму
На подготовку 1–3 заданий даётся 2 минуты. Каждый третий девятиклассник бегло просматривает текст, про себя продумывает рассказ и отвечает раньше времени. Как результат — нелепые ошибки в именах, названиях, ударении.
Не нужно торопиться. Убедите своего ребёнка произносить вслух все, что кажется сложным. Так создается звуковой образ слова. Говорящий слышит, какую ошибку он допустил и исправляет ее.
Не стоит бояться потоковой записи аудио. Ошибки при подготовке и исправления не учитываются при оценивании.
Играйте с числами
В текстах встречаются римские числа, даты, дроби. В стрессовой ситуации дети читают «X Олимпийские игры» как ИКС, а 9,12 (девять целых двенадцать сотых) — как девять двенадцатых.
Повторите склонение числительных. Ответ «более пятиста, семиста…» (вместо «пятисот, семисот…») не удивляет экспертов. Но ответ «с тыща девятьсот ммм… по тыща девятьсот эээ…» (с 1977 по 1982) застает врасплох.
Изменяйте числа, задавайте друг другу вопросы, выдумывайте загадки. В игре информация запоминается быстрее.
Читайте вслух
Попросите ребёнка читать вслух домашнее задание по истории, математике, литературе. Поначалу это будет непросто, но постепенно ошибки исчезнут, темп чтения увеличится. На экзамене школьник без труда прочитает текст объёмом 150–170 слов за 2 минуты.
Учите правильно записывать ключевую информацию
Девятиклассники признаются, самое сложное задание — пересказ текста. Не удивительно: отвечающие выписывают целые предложения из текста. Двух минут хватает максимум на два абзаца. А дальше время заканчивается. Экзаменатор просит отвечать. Учащийся впадает в панику и забывает прочитанное.
Предложите готовить краткие конспекты при выполнении домашнего задания:
Проанализируйте текст. Посмотрите, сколько частей (абзацев) в тексте, столько микротем раскрывается при пересказе.
Поделите лист бумаги на количество частей.
Впишите в каждую часть ключевую информацию. Микротемы на экзамене опускать нельзя, за это снижаются баллы.
Укажите, где логично употребить цитату. Ее не нужно переписывать. Высказывание напечатано на бланке заданий.
Подскажите сокращения слов из своих студенческих лет. Родительские символы заинтересуют и легко всплывут в памяти на экзамене.
Делайте конспекты на время, учите опускать служебные части речи. На записи дается только 2 минуты.
Воспроизводите текст по конспекту
Обсудите пересказ. Предложения должны быть простыми, но не примитивными. Не слишком сложными, в них отвечающие путаются. Между предложениями не должны возникать большие паузы.
При включении высказывания употребите простой способ цитирования: «…сказал, “цитата”».
Обратите внимание на правильную передачу фактической информации. Искажение фактов — частая ошибка при ответе.
Обсуждайте с девятиклассником всё, что видите вокруг
В третьем задании будет предложено на выбор:
описание фотографии;
повествование на основе жизненного опыта;
рассуждение по поставленному вопросу.
Почти 60% отвечающих выбирают описание фотографии. К такой форме монолога легко подготовиться:
Описывайте, что видите вокруг: по пути в школу, в социальных сетях, на семейных фотографиях. Составляйте рассказы, придумывайте истории.
Записывайте ответы на диктофон, вместе прослушивайте, обсуждайте ошибки. Так школьник научится правильно формулировать мысль.
Подскажите клише, которые помогут при описании фотографии: «передо мной…», «давайте рассмотрим…», «на переднем/заднем плане…»
Обсуждайте эмоции окружающих, внешний вид, погоду. Это поможет детально описать фотографию на экзамене.
Затрагивайте интересы ребёнка: если описываете спортивное мероприятие, обсудите отношение к спорту, людей с наушниками — связь школьника с музыкой.
Рассказ должен быть интересным для самого ребенка, тогда не возникнет проблем с подбором слов.
Считайте предложения
В третьем задании нужно сказать не меньше 10 фраз, связанных между собой логически и интонационно. В сложном предложении каждая часть — отдельная фраза.
Во время ответа перед глазами будет бланк с памяткой-вопросами. Если учащийся на каждый пункт скажет 2–3 предложения, получится 12. Учите загибать пальцы на каждую фразу, так проще себя контролировать.
Беседуйте с ребёнком
Мы привыкли к краткости. Диалог с экзаменатором предполагает развернутый ответ на каждый вопрос, аргументацию точки зрения, примеры из личного опыта. Чтобы справиться с этим заданием, девятиклассникам нужно «разговориться». Задавайте вопросы на разные темы, просите давать полные ответы. Так вы поможете подготовиться к итоговому собеседованию и пообщаетесь со своим ребёнком. Ведь часто на это совсем не хватает времени.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.01.2024
Дата обновления: 12.01.2024
Дата публикации: 11.12.2023